Большая история лифтов

В рамках капитального ремонта проводятся так же и работы по замене лифтового оборудования. Звучит весьма привлекательно, особенно для домов со старыми и страшными лифтами. Но, помимо срочности замены, необходимо ещё и качество, верно? И как раз-таки оно и хромает. Но обо всём по порядку. Начнём с истории:

18 октября 2011 года в свет вышел Технический Регламент Таможенного союза Безопасность лифтов (ТР ТС 011/2011). В нём прописывалось, что раз в год лифт проходит техническое освидетельствование (light версия) и раз в 25 лет техническое освидетельствование (hard версия), на основании которого и принимаются ключевые для лифта решения.  А если происходит замена лифта целиком, то и срок службы начинается заново. Новый лифт – новая 25-летка.

Настало интересное время: 2015 год, когда Фонд Капитального ремонта обратил свой взор на лифты. Стали массово заключаться договора с компаниями, проводящими оценку состояния лифтового оборудования. И это делалось воистину ударными темпами. Настолько ударными, что председатели колхозов-передовиков нервно бы переминались с ноги на ногу в уголочке. Масштаб примерно такой: 300 домов на одну организацию в течение месяца. И о каком качестве можно говорить, когда у этих ребят был ежедневный дедлайн?! На адрес с фактическим обследованием выходить нереально. А что тогда реально? А реально брать в зубы технический паспорт лифта и творить чудо-чудное. Но при этом соблюдая одно простое правило: “Не писать ничего плохого про направляющие лифта”. Если перевести на простой язык и понять общую картину, то всю эту ситуацию можно сравнить с тем, что в московском метро обходчики путей решили поспать, вместо полноценного обследования состояния путей.

Именно направляющие являются одним из ключевых элементов лифтового оборудования и если не обращать внимания на их состояние, то это может привести к трагедии. Кстати о трагедиях. История ЖК “Алые паруса” с неисправным лифтом, который унёс с собой человеческую жизнь далеко не единичная. Видимо так совпало, что, получив широкий общественный резонанс, Правительство РФ всё же отреагировало на ситуацию приняв Постановление N 743 от 24 июня 2017 года, в котором чётко прописало, что теперь вся приёмка лифтового оборудования происходит вместе с Ростехнадзором.

В открытых данных тот же Ростехнадзор приводит статистику: в России в период от 1997 по 2015 год было зафиксировано 220 погибших из-за аварий лифтов. Самый пик пришёлся на 1999 год, когда “лифты-убийцы” унесли жизни 25 человек.

Так же, в свет вышел Федеральный закон N 23 от 6 марта 2019 года “О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях”. Статья 9.1.1 прописывает, что теперь грозит за нарушения требований к организации безопасного использования и содержания лифтов. (Спойлер: увы, но  ощутимого наказания там нет ).

Пожалуй, на этом вся реакция правительства на проблему неисправных лифтов, в правовом поле иссякла. Теперь за дело взялся Фонд Капитального ремонта, который чётко знает: что менять и где (кроме волнообразных направляющих естественно).

Ходят легенды о великом противостоянии двух могущественных структур: Ростехнадзора и Фонда капитального ремонта. А всё из-за чего? Дело в том, что Ростехнадзор не горел желанием вводить лифты в эксплуатацию без замены направляющих. И это логично. Если в бумагах фигурирует слово “замена”, то должно меняться всё. И, случись что со старыми направляющими, отвечать будет тот, кто дал добро на ввод в эксплуатацию.

               Счёт 1:0 в пользу Ростехнадзора.

ФКРу эта принципиальность встала поперёк горла и в 2017 Управляющие компании (привет Жилищникам 🖐️) стали массово вводить лифты в эксплуатацию без ростехнадзора. Обходя при этом ПП РФ N743

               Счёт 1:1 в пользу ФКР.

Цикл совещаний на самых высоких уровнях приводит к тому, что Правительство РФ признаёт (задним числом), что замена и модернизация – это одно и тоже. Но Ростехнадзор продолжает настаивать на том, что он не готов отвечать за старые направляющие и они должны быть документально отражены. И “компромисс” был найден: теперь все документы, идущие на Ростехнадзор оформляются как модернизация.

               Счёт 2:1 в пользу Ростехнадзора.

И теперь в основном документе на лифт: “Декларация Таможенного союза о соответствии” указывается старый год ввода лифт в эксплуатацию, но с пометкой, что лифт прошёл модернизацию.

Пожалуй, стоит взять мастер-класс по нахождению компромиссов.

#голос_из_лифта

Стоит напомнить, что Протокол ОСС – это основной документ, в котором чётко прописан перечень работ по капитальному ремонту. И если в нём есть слово “Замена” лифтового оборудования, то и по факту должна быть замена. А то, что происходит на самом деле называется “Модернизация”
Старые направляющие
Основной документ на лифт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.